Классификация моторных масел: API, ILSAC и ACEA в одном обзоре
Классификация, установленная Американским институтом нефтепродуктов (API), делит моторные масла на две основные группы:
S (Сервис) – масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, малых грузовиков и микроавтобусов.
C (Коммерческие) – масла для дизельных двигателей.
Каждая из этих групп делится на классы, где повышение класса соответствует более строгим требованиям к маслам. Таким образом, масла маркируются двумя буквами: первая указывает на категорию, а вторая — на класс. Универсальные масла могут иметь двойную маркировку, такую как SL/CF.
Для бензиновых двигателей существуют следующие классы:
SJ – масла для бензиновых двигателей с высокими требованиями к расходу. Они способствуют экономии топлива и предназначены для автомобилей, выпущенных с 1997 по 2001 годы.
SL – введен в 2001 году, этот класс ужесточает нормы защиты компонентов, уменьшающих вредные выбросы, и улучшает энергоэффективность.
SM – утвержден 30 ноября 2004 года, масла этого класса обладают отличными моющими и противоизносными свойствами и считаются энергосберегающими.
SN – стартовал с 1 октября 2010 года и на данный момент является самым современным классом по API. Он вводит ограничения на содержание фосфора, что увеличивает срок службы систем нейтрализации выхлопов. Масла класса SN способствуют ресурсосбережению.
Для дизельных двигателей:
CF – смазочное средство, предназначенное для дизелей с разделенной камерой сгорания и работающих на сернистом топливе.
CF-4 – данная классификация заменяет устаревшую CE.
CG-4 – используется в мощных дизельных двигателях. Обеспечивает улучшенные моющие и противоизносные свойства по сравнению с CF-4. Подходит для малосернистого топлива (менее 0,05%).
CH-4 – масло для дизелей, работающих на малосернистом топливе, предназначено для двигателей, соответствующих экологическим стандартам, введенным в США в 1998 году. Этот класс масел предполагает увеличенные интервалы между сменами.
CI-4 – предназначено для высокооборотных четырехтактных дизелей. Эти масла созданы для двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и предлагают более высокие характеристики, чем API CH-4, CG-4, CF-4.
CJ-4 – новый класс, введенный в 2006 году. По своему качеству превосходит все ранее существующие классы и разработан для дизелей, работающих на топливе с низким содержанием серы.
Классификация ILSAC:
ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов) был основан совместными усилиями американских и японских автомобильных ассоциаций. Этот комитет разрабатывает стандарты качества для моторных масел, предназначенных для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Первые два класса (GF-1 и GF-2) устарели и в настоящее время не используются.
ILSAC GF-3 была введена в 2001 году. Этот стандарт практически идентичен API SL, но с установленными пределами для высокотемпературной динамической вязкости, то есть он имеет энергосберегающий эффект.
ILSAC GF-4 также относится к группе энергосберегающих масел. Они совместимы с системами очистки выхлопных газов и предлагают улучшенную защиту от износа, соответствуя требованиям API SM.
ILSAC GF-5, введенный в обращение с 1 октября 2010 года, соответствует API SN. В сравнении с GF-4, этот стандарт допускает использование биотоплива E 85 и улучшает совместимость со стандартными эластомерами.
Классификация ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей).
ACEA разделяет моторные масла на три категории:
A/B – масла для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей.
С – масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, удовлетворяющие современным, строгим экологическим стандартам выбросов Euro IV (редакция 2005 года). Эти масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.
E – масла, разработанные для высоконагруженных дизельных двигателей грузового транспорта и коммерческих автомобилей.
Класс ACEA A/B включает четыре категории (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5):
A1/B1 — Энергосберегающие масла, обладающие высокой стойкостью к механическим повреждениям. Они предназначены для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых автомобилей с увеличенными интервалами замены, если предусмотрено применение маловязких масел, что снижает трение. Вязкость HTHS составляет 2,6 мПас для SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПас для других классов вязкости. Некоторые двигатели могут не подходить для использования этих масел, поэтому следует следовать рекомендациям производителя.
A3/B3 — Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, предназначенные для мощных бензиновых и дизельных двигателей легковых и легких грузовиков, допускающие увеличенные интервалы замены масла в соответствии с инструкциями производителей двигателей. HTHS >3,5.
A3/B4 – Масла, обладающие постоянной вязкостью и выдающимися эксплуатационными характеристиками. Эти жидкости предназначены для высоконагруженных бензиновых и дизельных моторов с прямым впрыском, а также с системой Common Rail или насос-форсунками. Они также могут использоваться в соответствии с требованиями спецификации A3/B3.
A5/B5 – Энергосберегающие масла, устойчивые к механическим повреждениям, разработанные для увеличенных интервалов замены в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовиков, созданных для работы на маслах с низкой вязкостью для снижения трения, имеющими HTHS вязкость от 2,9 до 3,5 мПа*с в других классов вязкости. Однако эти масла могут не подойти для некоторых двигателей; необходимо следовать указаниям производителя транспортного средства.
Класс ACEA C (Low SAPS) – масла для моторов с системами катализаторов выхлопных газов. Этот класс делится на четыре группы (редакция 2012 года). «Малозольные» масла, обозначенные буквой C с цифрами 1, 2, 3 и 4, имеют сниженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы. Эти масла полезны для защиты катализаторов и сажевых фильтров от повреждений.
A3/B4 – Масла, обладающие постоянной вязкостью и выдающимися эксплуатационными характеристиками. Эти жидкости предназначены для высоконагруженных бензиновых и дизельных моторов с прямым впрыском, а также с системой Common Rail или насос-форсунками. Они также могут использоваться в соответствии с требованиями спецификации A3/B3.
A5/B5 – Энергосберегающие масла, устойчивые к механическим повреждениям, разработанные для увеличенных интервалов замены в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовиков, созданных для работы на маслах с низкой вязкостью для снижения трения, имеющими HTHS вязкость от 2,9 до 3,5 мПа*с в других классов вязкости. Однако эти масла могут не подойти для некоторых двигателей; необходимо следовать указаниям производителя транспортного средства.
Класс ACEA C (Low SAPS) – масла для моторов с системами катализаторов выхлопных газов. Этот класс делится на четыре группы (редакция 2012 года). «Малозольные» масла, обозначенные буквой C с цифрами 1, 2, 3 и 4, имеют сниженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы. Эти масла полезны для защиты катализаторов и сажевых фильтров от повреждений.
Классификация ACEA для грузовых автомобилей:
E4 — Это масла с высокой стабильностью, предназначенные для высокооборотных дизельных двигателей грузовых автомобилей, соответствующих стандартам Euro I, II, III, IV и V. Они работают в экстремальных условиях, например, с увеличенными интервалами замены масла. Эти масла обеспечивают отличную чистоту поршней, снижают износ и образования сажи. Они подходят для двигателей без сажевых фильтров (DPF), а также для некоторых двигателей с системами рециркуляции отработанных газов (EGR) и избирательного каталитического восстановления (SCR NOx).
E6 — Масла с повышенной стабильностью для высокооборотных дизельных двигателей, соответствующих стандартам Euro I-VI, также предназначены для тяжелых условий эксплуатации. Обеспечивают отличную чистоту поршней и уменьшают износ и сажевое образование. Рекомендуются для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и работающих на низкосернистом топливе.
E7 — Эти масла имеют стабильную вязкость и высокие эксплуатационные характеристики. Они поддерживают чистоту поршней и защищают стенки цилиндров от полировки. Рекомендуются для высокооборотных дизельных двигателей Euro I-V. Подходят для двигателей без DPF и многие с EGR и SCR NOx.
E9 — Масла с повышенной стабильностью для высокооборотных дизельных двигателей, отвечающих стандартам Euro I-VI, в сложных эксплуатационных условиях. Подходят как для двигателей с DPF, так и без, а также для систем EGR и SCR NOx, особенно с низкосернистым топливом.