Минеральное или синтетическое: ключевые аспекты выбора базового масла
Выбор моторного масла требует внимания к нескольким факторам: вязкости, рекомендациям производителя, допускам и вашему бюджету. Прежде чем принять окончательное решение, стоит глубже понять процесс производства базового масла.
Процесс получения масла начинается с переработки нефти. Углеводороды в нефти имеют различные молекулярные массы и температуры кипения, что позволяет разделять нефть на фракции. Сырая нефть нагревается до 350°C и поступает в атмосферную колонну, где происходит разделение на газ и жидкость.
Понимание этих процессов поможет вам сделать осознанный выбор моторного масла. В атмосферной колонне нефть делится на фракции по температуре кипения:
- Газовая фракция — используется для производства пластика и резины.
- Бензиновая фракция — основа автомобильного топлива.
- Керосиновая фракция — применяется в авиации и для крупногабаритного топлива.
- Газойлевая фракция — используется для дизельного топлива.
Оставшийся мазут перемещается в вакуумную колонну для дальнейшего разделения, где выделяются:
- Масляные фракции;
- Гудрон — твердый остаток, который используется для получения остаточных масел и битума, применяемого в дорожном строительстве.
Современная классификация базовых масел, разработанная Американским институтом нефти (API), делит масла на пять групп в зависимости от их происхождения, содержания ненасыщенных углеводородов, серы и индекса вязкости. Группы I, II и III включают минеральные масла, получаемые из нефти:
Группа I — масла, очищенные с помощью растворителей.
Группа II — масла, прошедшие гидроочистку.
Группа III — масла, полученные методом гидроизомеризации и гидрокрекинга.
Каждая следующая группа включает новые методы очистки, что делает масла более чистыми. Группы IV и V относятся к синтетическим маслам:
Группа IV — масла на основе полиальфаолефинов.
Группа V — масла, состоящие из химических соединений, не входящих в другие группы.
Группа I: Базовые масла первой группы
Базовые масла первой группы получают путем очистки масляной фракции. Селективная очистка растворителями уменьшает содержание ароматических углеводородов, что повышает стабильность масел. Депарафинизация снижает уровень парафинов, замедляя застывание при низких температурах.
Преимущества:
- Простой и недорогой процесс производства.
- Хорошая растворимость присадок.
Недостатки:
- Слабая окислительная стабильность.
- Склонность к образованию отложений.
- Ограниченный температурный диапазон.
- Яркий запах нефтепродуктов.
Масла первой группы составляют около 70% мирового объема смазочных материалов и являются наиболее распространенными.
Группа II: Базовые масла второй группы
Базовые масла второй группы получают с помощью гидроочистки, которая снижает содержание серы и азота, предотвращая образование вредных соединений для двигателя.
Преимущества:
- Меньше примесей серы, азота, тяжелых металлов и ароматических углеводородов.
- Более однородная структура.
- Более высокий индекс вязкости.
- Низкая испаряемость.
- Улучшенная термоокислительная стабильность.
Недостатки:
- Низкий индекс вязкости по сравнению с III группой (от 80 до 120).
- Более высокая себестоимость относительно группы I.
Группа III: Базовые масла третьей группы
Базовые масла третьей группы производятся с использованием процессов гидроизомеризации, гидрокрекинга и каталитической гидроизодепарафинизации. Технология ЛУКОЙЛ позволяет глубоко перерабатывать сырьё, создавая масла группы III+ (VHVI — Very High Viscosity Index) с низкой температурой застывания.
Преимущества масел группы III+:
- Высокий индекс вязкости (более 140).
- Устойчивость к окислению.
- Низкое содержание примесей и ароматических углеводородов.
- Низкая испаряемость, что снижает расход масла.
Недостаток:
- Высокая стоимость производства (примерно в 2,5 раза выше, чем у масел первой группы).
Масла группы III+ по характеристикам близки к «чистой синтетике» и в некоторых аспектах её превосходят.
Группа IV: Полиальфаолефины (ПАО)
В условиях нехватки ископаемых ресурсов химики разработали полиальфаолефины (ПАО) как альтернативу нефти. ПАО получают через синтез из этилена, соединяя короткие молекулы природного газа в более длинные децены. Эти масла обладают выдающимися характеристиками.
Преимущества:
- Высокая окислительная стабильность.
- Низкая испаряемость.
- Высокий индекс вязкости.
- Температурная толерантность от −70 °C до +180 °C.
Недостатки:
- Плохая совместимость с присадками.
- Ограниченная область применения.
Синтетические масла плохо растворяют присадки, что снижает их эффективность и требует более частой замены для предотвращения проблем. Полностью синтетические масла необходимы преимущественно в автоспорте, где высокофорсированные двигатели требуют специализированных смазок для работы в экстремальных условиях.
Группа V: Базовые масла пятой группы
Пятая группа включает соединения, которые не относятся к первым четырем, в частности, масла на основе сложных эфиров (эстеры). Эти масла представляют собой полностью синтетическое базовое масло и превосходят полиальфаолефины (ПАО), образуя прочную масляную пленку на металлических деталях благодаря полярности молекул.
Эти масла часто комбинируются с другими базовыми маслами для улучшения свойств смазки. Однако готовые продукты на основе пятой группы не выпускаются из-за высокой стоимости производства.
Что выбрать: «минералку» или «синтетику»?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как выбор масла зависит от типа техники, рекомендаций производителя и состояния агрегата. Например, масла для нового турбированного двигателя могут не подойти для мотора с пробегом более 100,000 км.
Минеральные масла доступны и распространены, в то время как синтетические масла предлагают уникальные температурные характеристики. Масла I группы практически не встречаются, а IV группа слишком дорога в производстве и плохо растворяет присадки.
Наиболее популярны смеси на основе базовых масел II и III групп с добавлением синтетики. Если вы не владелец ретроавтомобиля или 1200-сильного спорткара, выбирайте очищенные масла II и III групп с правильно подобранными присадками.