Перегревание моторного масла значительно сокращает его срок службы
При износе деталей увеличиваются зазоры, что затрудняет работу масляного насоса при высокой температуре
При перегреве происходит окисление добавок, что ухудшает эксплуатационные характеристики. Например, в жаркий летний день тягач, поднимаясь в гору, может поднять температуру охлаждающей жидкости до 100 градусов Цельсия, что на 10 градусов выше нормы. Хотя система охлаждения справляется, двигатель все же работает в условиях перегрева.
Разные масла, такие как 10W-40, по-разному реагируют на перегрев. Минеральные, полусинтетические и синтетические масла имеют различные характеристики, что важно учитывать при выборе смазки. Всего за полчаса работы в перегретом масле образуются жирные кислоты и нагар, что негативно влияет на его компоненты и может снизить долговечность двигателя.
Полностью синтетическое масло обеспечивает лучшую защиту от перегрева, поскольку его вязкость остается стабильной при изменении температуры, что особенно важно для изношенных дизельных двигателей.
Вязкость масла должна оставаться высокой, а синтетическое масло обладает хорошей устойчивостью к окислению, снижая риск старения.
Синтетические масла имеют преимущества, включая отличные моющие и диспергирующие свойства, которые удерживают загрязнения, предотвращая их осаждение в двигателе. Полное синтетическое масло сохраняет свои свойства до 100 градусов, что уменьшает частоту замен.
В отличие от синтетических, минеральные и полусинтетические масла менее устойчивы к высоким температурам. В минеральном масле процессы окисления становятся необратимыми при 100 градусах Цельсия, сокращая ресурс масла на 10% за полчаса. При перегреве двигателя минеральное масло следует заменять как можно скорее, так как ресурс нового масла может снизиться более чем на 25-30%. Если система охлаждения нестабильна, использование минерального масла крайне нежелательно.
Полусинтетические масла сложно прогнозировать при перегреве из-за различных трактовок термина производителями. Это может быть смесь минерального и синтетического масел или глубоко очищенное минеральное масло. В зависимости от этих факторов их стойкость может варьироваться, и можно предположить, что после 30 минут работы при 100 градусах полусинтетическое масло потеряет около 5% ресурса.
Выводы о работе моторного масла при 100 градусах Цельсия за 30 минут:
- Синтетическое масло – без изменений.
- Полусинтетическое масло – ресурс сокращается на 5%.
- Минеральное масло – ресурс уменьшается на 10%.
При недостаточном прогреве двигателя, когда температура ниже 90 градусов, негативных эффектов для всех типов масел не возникает. Однако чем ниже температура масла по сравнению с оптимальными 90-95 градусами, тем больше теряется топливо и увеличивается внутреннее трение, что может привести к смешиванию масла с картерными газами.
Для точного понимания сокращения срока службы масла необходимы лабораторные исследования. Например, при использовании дизельного топлива стандартов Евро-4 температура 75 градусов Цельсия критична для начала ускоренного окислительного процесса в масле. Учет этого фактора важен для продления жизненного цикла масла и оптимальной работы двигателя.